Страница обновлена 08.11.2021

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида "Золотой ключик"
г. Гаврилов-Ям Ярославской области

Страница обновлена 08.11.2021
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида "Золотой ключик"
г. Гаврилов-Ям Ярославской области

      Учитель-дефектолог

 Огороднова Евгения Витальевна

(первая квалификационная категория)

 

        Мой девиз: "Мир открывает двери перед тем, кто знает, куда идёт» (Ральф Уолдо Эмерсон)

      Моя основная миссия: помогать малышам расти, развиваться, открывать для себя мир и открываться этому миру. Помогать всем, кто окружает маленьких человечков: родителям помогать воспитывать своих детей и видеть их индивидуальность и неповторимость; коллегам помогать стать партнерами в общем деле.

«Кто такой учитель – дефектолог и чем он занимается?»

Дефектолог – это специалист, который занимается изучением настоящего уровня развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) у ребенка с ОВЗ, т.е. проводит диагностику, а затем по ее результатам планирует и осуществляет коррекцию выявленных нарушений в развитии (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), ищет способы их компенсации.

Эту работу учитель-дефектолог осуществляет на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, а также дает необходимые рекомендации воспитателям и родителям.

На каждого ребенка составляется индивидуальный план развития психических процессов в соответствии с его знаниями и умениями, способностями и возможностями.

Только при систематической, целенаправленной, планомерной работе дефектолога при взаимодействии с воспитателями, и при поддержке родителей можно достичь положительного результата в развитии ребенка с ОВЗ.

Чем раньше начнется работа по коррекции психических процессов у ребенка, которому это необходимо, тем больше шансов достичь самого высокого результата в развитии каждого конкретного ребенка.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:
- сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;

-тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;

-логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Мифы о дефектологах в коррекционной работе

Миф1:

Дефектолог – это кто? Врач? Этот миф широко распространен. Однако это не совсем так, дефектологов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и дальнейшая адаптация. Хотя работать он может и в паре с врачом, что приблизит вас к наилучшему результату скорее. 

Миф2:

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с дефектологом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Это еще один из самых распространенных мифов. Если ребенок не говорит или говорит неправильно – то не потому, что он просто ленивый или балуется. Для этого есть причина. Причин для плохой речи может быть тысяча. Это и проблемы с нервной системой, и дефекты в строении органов артикуляции, и многое другое. Чтобы узнать настоящую причину – необходимо пройти обследование у специалистов. Но прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени ребенка. 

Миф 3:

«Почему звуки не ставят за 1-2 занятия?» Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, чтобы их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Такое, конечно, бывает, но очень редко. Ведь у каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Быстрых и качественных результатов можно добиться только при регулярной и комплексной коррекции. 

Миф 4:

«Речь формируется до 5 лет, значит идти к учителю-дефектологу нет смысла». По законам речевого развития у ребенка должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам. И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, задерживается ли речевое развитие или нет. На речь могут повлиять различные соматические и другие проблемы – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у дефектолога. И кстати, не стоит забывать о том, что речь – функция мозга, поэтому важно взаимодействие «невролог-дефектолог». Ведущий специалист по сопровождению и лечению – невролог, а по коррекции – дефектолог! 

Миф 5:

«Ребенок наследует особенности речи родителей». Ребенок не рождается со способностью к речи, он ей овладевают в ходе развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это не обязательно. 

Миф 6:

Считается, что задача дефектолога — только коррекция звуков. Но дефектологи занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, и исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. 

Миф 7:

Некоторым кажется, что нет ничего сложного в логопедии. И прочитав 2-3 книги по логопедии, считают себя вполне компетентными. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся неправильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р». 

Миф 8:

Многие считают, что ребенок должен заниматься, сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, но так бывает не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Можно заниматься на полу. Необходимо давать ребенку перерыв, маленькие физкультминутки на 5-10 минут. 

Миф 9:

«Если пропустим занятие — ничего страшного не произойдет, мы же выполняем задания дефектолога». На самом деле это широко распространенное заблуждение о том, что выполнение заданий дефектолога могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются, и из-за пропусков получается меньше занятий в месяц, нарушается систематичность. 

Миф 10:

«Во время обследования дефектолога интересует уровень интеллекта ребенка». В первую очередь во время обследования дефектолога интересует состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает» … логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию, поведение. 

Миф 11:

"Ребенок будет заниматься, если ему интересно". Это не совсем правильная установка. Дефектолог делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, они лучше знают, как его заинтересовать. Дефектолог решает все проблемы с речевым и познавательным развитием путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. 

Миф 12:

Моему ребенку нельзя делать логомассаж, потому что у него эпилепсия. Неврологи сообщают важную информацию: логомассаж возможен, если пациент будет принимать противоэпилептические препараты и регулярно наблюдается у врача!

Фото кабинета

                         

Фото некоторых дидактических материалов и пособий для работы с детьми

         

         

Советую прочитать!